В настоящее время серьёзную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм. Терроризм – крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека, любой террористический акт является преступлением.Для противодействия терроризму должна быть создана многообразная по формам и сферам приложения усилий система мер, предупреждающих террористические акты и снижающих их последствия. Одним из направлений в этой работе на индивидуальном уровне является подготовка каждого человека к соблюдению мер антитеррористической безопасности в повседневной жизни и умение снизить риск стать жертвой террористического акта.
Школа является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории. Поэтому проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.
Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей. Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков реакции на угрозу терроризма. С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.
Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:
1/Обеспечение безопасности силами вневедомственной охраны или частных предприятий:
-организацию пропускного режима;
-организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;
-проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;
-плановые проверки работоспособности технических средств защиты (электронных замков, кнопки тревожной сигнализации, кнопки громкой связи и т.д.);
-проведение осмотров основных и запасных входов-выходов, помещений и территории;
-тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
-обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
-инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;
-информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
-проведение тренировок по антитеррористической деятельности;
-
Состваление паспорта антитеррористической защищенности, который валючает:
-сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
-возможные сценарии развития кризисных событий;
-отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
-есть оценка возможных последствий теракта.
Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.
-
Антитеррористическая комиссия:
-составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка.
-определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются.
-разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.
4.Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность и улучшать материально-техническое оснащение школы.
5.Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне:
-проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при получении информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершениии
6.Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность, противодействуя идеологии терроризма и экстремизма
7/Регулярный инструктаж с учащимися по антитеррористической безопасности и недопустимости следующих действий :
-трогать или пользоваться пакетами или предметами, найденными на улице;
-брать у посторонних людей какие-либо вещи или игрушки;
-не трогать проволоку или шнур, натянутые в каком-то месте.
К сожалению, терроризм – это реальность, и ребенок должен быть к ней готов ради спасения своей жизни. Ребенок должен научиться вести себя правильно в нестандартных ситуациях.
-
Комплекс предупредительных мер:
-организация безопасности в праздничные дни (для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней директор издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в школе)
-проведение внепланового инструктажа учителей, остального персонала, учащихся школы;
-усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
-дежурство учителей, учащихся на этажах, лестницах, в столовой;
— усиление контроля за работой охранников;
За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами города.
Действия при подозрении на вероятность теракта
Если имеются подозрения на возможность организации теракта, следует усилить бдительность и немедленно докладывать администрации о следующих подозрительных признаках:
-попытка проникновения в школу посторонних людей;
-стремление незнакомых людей вступить в контакт с охраной или детьми;
-ведение наблюдения за территорией школы – визуального или с помощью технических средств;
-изучение подсобных помещений посторонними людьми;
-прибытие в адрес школы незаказанных грузов или появление на территории незнакомых предметов;
-выход из строя сигнализации, телефонной связи или электроэнергии.
Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Правовую основу борьбы с экстремизмом и терроризмом составляют:
- Конституция Российской Федерации,
- Уголовный кодекс Российской Федерации,
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
Федеральные Законы:
- «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму»,
- Концепция «Противодействия терроризма в Российской Федерации»